Погрешности измерения высоты полета

Дли предотвращения столкнове­ния ВС с наземными препятствиями необходимо:

чтобы выдерживаемая в данный момент истинная высота полета А/нет была больше истинной опасной /А.,,,, на которой н ниже ее возможно столкновение с наземными препятст­виями. Высота Нип меньше И Оед. ист — Она определяется А/,,*н зависит от конструктивных особенностей ВС. Вероятность того, что ВС будет на­хопіться выше Н„п (при нормаль­ном законе распределения погрешно­стей контроля пути по высоте):

где а и — погрешность измерения

и выдержинання рассчитанной высо­ты полста;

чтобы. тннейнос боковое уклоне­ние г от ЛЗП не выходило за пре­делы ±гД1)П. в которой учитываются рельеф местности и препятствия при расчете А/с*3. Вероятность этого со­бытия

Р 1 "гдон < 2 <С 2доц)=

= Ф(2доп Ог^,) , (22.5)

где crz —погрешность контроля пу­ти по направлению.

Тогда потенциальная вероятность предотвращения столкновения с на­земными препятствиями

^пр. ст. на.* = ^ (Нист >

‘> Wo„) Р (—2дча < 2 < 2дои) ■ (22.6)

Вероятность предотвращения столкновений ВС с наземными пре­пятствиями зависит от точности из­мерения высоты пол* та и грамотной эксплуатации высотомеров.

Барометрические высотомеры (БВ) служат основным средством контроля высоты полета. На ВС их устанавливают не менее двух. Им присущи инструментальные, аэроди­намические н методические погреш­ности.

Инструментальные погрешности Ни возникают из-за несовершенст­ва изготовления и износа детален и механизма конкретного БВ. Они по сит систематический характер и оп­ределяются при лабораторной про­верке.

Аэродинамическая погрешность АИЛ вызывается неточным измерени­ем статического давления па данном ВС. Она зависит от места установки приемника воздушного давлении (ПВД), скорости и высоты полета. Определяется ДА/а при летных испы­таниях ВС

Поправки на инструментальную н аэродинамические погрешности объ­единяются в одну суммарную поправ­ку AA/j. = А/„ +ДА/л. Для точного вы и-ржикания заданного эшелона АА7г, о к каждом* БВ для наиныгодней — птих скоростей полета на борту ВС

Таблица 22.1 Показания высотомера для полета на заданных эшелонах

Высота эше­лона. м

Приборная скорость, км ч

Пока-и: и и и высотоме­ра с том

А//-, м

900

830

950

1200

820

1230

босо’

705’

6080

и т. д.

и т. д.

и т. д.

имеется таблица требуемых показа­ний высотомера с учетом суммарной поправки, (табл. 22.1).

Методические погрешности БВ об­условлены косвенным методом изме­рения — вместо высоты измеряется атмосферное давление, которое пере­считывается в высоту полета. При этом исподьзустси закон изменения давления с высотой (6.8).

Начальная высота полета А/ = 0 устанавливается перед взлетом, она соответствует давлению Ряац.

Источниками методических но грешностей являются несоответствия фактических значений р и Г у земли и на высоте расчетным их значенії ям, принятым при гра і) иринке при­боров.

Погрешность іи-за неправильной установки начального давления ПНр0 =П ор0 (н условиях стандарт ной атмосферы). По техническим ус­ловиям допускается несовпадение шкалы БВ с фактическим давлением до ±1,5…2.0 мм рт. ст. Следонатель-

ио — сНо, -(^)дЯп. нч -£2-П*7м

Погрешность из за неточного из­мерения давления ни высоте потета Рн носит такой же характер, что тт ошибка установки начального іавле ния. По с увеличением высоты баро­метрическая ступень нозрастаст: на А/ -6000 м, 10 000 и 12 000 м она соответственно равна 20. 33 и

44 м/мм рт ст. Тогда на 12 000 м I

возможна aHptf 2-44» ЗО м.

Погрешность определения

рпр«. ni. n по формуле (22.3) из за неточности информации о минималь­ном атмосферном давлении по марш­руту. используемой при расчете Wfi.-a.7er ПО (22.1).

Температурная погрешность SH, образуется из-за несоответствии фак­тической температуры воздуха иа высоте стандартной, принятой прь тарировка шкалы БВ. Она может быть оценена по (22.2). Более точно Н, учитывается при расчете при­борной нысоты на НЛ-10м.

Суммарная погрешность измере­ния высоты БВ формируется всеми вышеперечисленными причинами По имеющимся экспериментальным дан­ным СИГТ( мзтическне погрешности в метрах следующие:

Ту-134 Ту-154 Ил ^2 н-24 При взлете .1 0 26 10

При посадке 4 7 0,5 12

Суммарные СКП высотомеров иа предельно малых высотах (//^50 м) равны оЯг = 13 м для УВИД. 12 м—для ВМ-15, 16 м —для

ВД-10. С увеличением высоты поле та суммарная погрешность измере­ния возрастает. Кроме того, при оценке точности выдерживания Нзш необходимо учитывать погрешность пилотирования: ручного оНпил = 30 м и автоматического оЯпил — Ю м.

Применение радиовысотомеров. На истинных высотах полета менее 600 . . 750 м эффективным средством предотвращения столкновений с на­емными препятствиями служат ра — шовысотомеры малых высот, пред назначенные для измерения истинной высоты, а также формирования све­товой и звуковой сигнализации задан­ных высот.

В гражданской авиации на ВС стана вливаются радиовысотомеры РВ 2, РВ-УМ, РВ-ЗМ. РВ-5. Они об­ладают практически одинаковыми точностными характеристиками. На­пример, СКП измерения высоты РВ-5 равна 0.3 м иа // = 0 … 10 м и 1 м на W=I0…750 м по автомати­ческому выходу и 0 4 и 4 м соот­ветственно по указателю высоты (УВ). Погрешность сигнализации за­данной высоты составляет 0.5 и 5 м на высотах 2.. 10 и 10… 750 м соответственно.

Необходимо иметь в виду, что при потегах над толстым снежным иди ле’яным покровом радиовысото­мер может давать показания с большими ошибками, так как отр? женный сигнал поступает не от снеж ной (ледяной), а от земной (водной) поверхности.